Национальная академия наук Республики Казахстана при Президенте Республики КазахстанНациональная академия наук Республики Казахстана при Президенте Республики Казахстан
Версия для слабовидящих

Предложения академика — Аналитическая записка академика Национальной академии наук при Президенте РК Б. Телтаева по системным проблемам транспортно-логистической отрасли Казахстана

Предложения академика — Аналитическая записка академика Национальной академии наук при Президенте РК Б. Телтаева по системным проблемам транспортно-логистической отрасли Казахстана

Президентом страны неоднократно отмечалось, что геостратегическое положение Казахстана в центральной части Евразии создаёт уникальные предпосылки для превращения страны в ключевой транзитный и логистический узел между Европой и Азией. Современные транспортные коридоры, включающие автомобильные и железнодорожные магистрали, морские порты и авиационные хабы, должны соответствовать высоким стандартам скорости, комфорта, безопасности и устойчивости. Обеспечение высокой пропускной способности, надёжности и качества сервисного обслуживания является необходимым условием успешной интеграции Казахстана в глобальные логистические цепочки.

Для реализации этого потенциала требуется не только развитие физической инфраструктуры, но и комплексная модернизация институциональных, нормативных и технологических основ транспортной политики. Более того, текущее состояние транспортно-логистической системы республики характеризуется наличием целого ряда критических проблем, препятствующих дальнейшему развитию, и требует срочного и системного их решения. При этом данные проблемы были обсуждены на выездном заседании Президиума Национальной академии наук при Президенте Республики Казахстан, проведённом совместно с акиматом Мангистауской области и Министерством транспорта Республики Казахстан в городе Актау 25 апреля текущего года.

Первое – устранение концептуального отставания, которое было обозначено Президентом страны на заседаниях Правительства и Национального курултая. Действующая «Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года» уже не соответствует реалиям и новым стратегическим задачам. Здесь необходимо в кратчайшие сроки разработать и принять новую стратегию развития транспортно-логистической системы Казахстана до 2035 года, основанную на опережающем обновлении транспортной инфраструктуры; цифровизации логистических процессов и применении ИИ-аналитики; внедрении инноваций и современных технологий управления; создании высокоэффективных логистических платформ; расширении аутсорсинга логистических функций; международном сотрудничестве и изменении транспортного законодательства; усилении транспортной безопасности и формировании оперативного реагирования в чрезвычайных ситуациях; совершенствовании системы подготовки кадров в сфере транспорта.

Второе – улучшение ситуации с безопасностью дорожного движения. За 2024 год количество дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) в Казахстане увеличилось на 92,9% (зарегистрировано 30 281 ДТП), экономический ущерб от них превысил 7,5 трлн тенге, составив более 5% от ВВП страны. В связи с чем, необходимо: 1) создание специализированного органа (например, Комитета дорожной полиции) для целенаправленного управления политикой в области безопасности дорожного движения; 2) принятие государственной программы по повышению безопасности дорожного движения на ближайшие 5 лет с чёткими показателями эффективности и сроками выполнения, обеспеченную бюджетным финансированием; 3) формирование межведомственной комиссии при Правительстве Республики Казахстан для координации и мониторинга исполнения мер по безопасности дорожного движения.

Третье – актуализация карты дорожно-климатического районирования (далее – ДКР). Действующая карта ДКР устарела, не отражает актуальные климатические условия Казахстана и не обеспечивает необходимую устойчивость дорожной инфраструктуры. Поэтому необходимо создание современной карты дорожно-климатического районирования с учетом новых климатических данных, а также внедрение системного мониторинга температуры и влажности дорожных конструкций и оснований, позволяющих точно проектировать дороги с учетом климатических реалий.

Четвертое – усовершенствование нормативов проектирования дорог. Действующие нормативы основаны на устаревших научных данных и не учитывают современные транспортные нагрузки и материалы. Необходимо разработать и ввести в действие современные нормативные документы по проектированию нежестких дорожных покрытий, учитывающих международные стандарты, современные подходы и используемые материалы, а также текущие и прогнозируемые эксплуатационные нагрузки.

Пятое – построение системы эффективного контроля весовых параметров транспорта. Существующая система не обеспечивает надлежащего контроля и из-за своего несовершенства обусловлена высокими коррупционными рисками. Необходимо создание единой системы динамического взвешивания транспортных средств (измерение массы, осевых нагрузок и габаритов автомобилей в движении, без необходимости их остановки) с централизованным управлением и интеграцией с цифровыми технологиями, в том числе с применением ИИ-аналитики для прогнозирования загруженности дорог и оптимизации маршрутов.

Успешная реализация этих инициатив позволит не только устранить системные проблемы транспортно-логистической отрасли, но и существенно усилит позиции Казахстана на мировой арене как ключевого транзитного и логистического центра Евразии.